ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Муниципального общеобразовательного учреждения - гимназия № 1 г. Клина
Гуманистическая воспитательная система гимназии ориентирована на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в гимназии обстановки социальной защищенности и отношений содружества. Воспитательная система гимназии отличается «мягкостью» учебных технологий, гуманностью методов воспитания, установкой на творчество, демократическим стилем управления.
Ведущая идея воспитательной системы - развитие личности школьника, его интересов и способностей. Концепция педагогического коллектива опирается на представления о системности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости педагогического творчества. Для воспитательной системы гимназии характерно эволюционное развитие.
В гимназии используется методика коллективной творческой деятельности. Определяющими в реализации целей воспитательной системы и утверждении в гимназии гуманистических отношений являются «ключевые дела». Общегимназические ключевые дела вносят в жизнь гимназии определенный ритм, организационную упорядоченность, создают важные структурные образования системы, каждое из которых решает и свои специфические задачи. «Праздник знаний» активизирует познавательные интересы; «Праздник песни», «Праздник Последнего звонка» удовлетворяют потребность в сценическом самовыражении и т.д.
По методике коллективной творческой деятельности в гимназии проходит годовой цикл школьных ключевых дел. Данная методика способствует широкому участию всего школьного населения в выборе, разработке, проведении и анализе главных дел года. В результате такого подхода эти ключевые дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми. В ключевых делах участвуют все ученики, все учителя (независимо от преподаваемого предмета), многие родители, выпускники. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. Главной структурной единицей ключевого дела является класс как первичный коллектив. Но в процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старшеклассников.
Рамки общегимназического творческого дела достаточно свободны, они не только позволяют учитывать возраст участников, но и стимулируют инициативу, многовариантность самовыражения класса и отдельного ученика.
Характерной чертой воспитательной системы гимназии являются различные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности. В гимназии применяются коллективные, групповые формы работы на уроке; появились уроки творчества, межпредметные, интегрированные и разновозрастные уроки.
Для отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе характерно то, что здесь почти всегда возникают личные дружественные связи. Отсутствие серьезных конфликтов между педагогами и гимназистами, тесное межличностное общение - важная черта их взаимоотношений. Ровный стиль отношений преобладает и в ученической среде; здесь торжествуют юмор и сдержанность.
Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности не только гимназистов, но и педагогов, чему, прежде всего, способствуют постоянно создаваемые ситуации творчества, мобилизующие личностные ресурсы учителей.
На личностном уровне гимназия стремится включить как можно большее количество детей в индивидуальные творческие программы, на коллективном - подготовить итоговое выступление как результат общего дела.
Таким образом, гуманистическая воспитательная система гимназии высшим смыслом и главной целью считает Человека, развивающую личность. В этой ценности сходятся все нити общей педагогической композиции. Ребенок является целью, субъектом, объектом и критерием воспитательной системы.
Особое внимание уделяется в нашей воспитательной системе ученическому самоуправлению. Мы не отказываемся от идеи советов. Поэтому ученическое самоуправление представлено – 5 советами. И проходит у нас под лозунгом «Вся власть Советам!».