Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 22.07.2017, 21:42

Гимназия №1 г.Клина

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Постижение физики школьниками через руки, через разум – важная сторона учебного процесса»

Меньшикова С.В.

Учитель физики гимназии№1

 

«Постижение  физики школьниками через руки, через разум – важная сторона учебного процесса»

 

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одарённости, начиная с раннего возраста. Все дети по своей природе обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в том взрослые, которые либо не создали условий, необходимых для развития природных возможностей данного ребёнка, либо загасили его природные способности. Поэтому в нашем коллективе педагогов мы стараемся создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося. Мне было предложено познакомить учащихся 5-6 классов с широким кругом явлений физики и химии, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Данный  эксперимент должен способствовать развитию учащихся, повысить их интерес к познанию законов природы, подготовить их к систематическому изучению курсов физики и химии на последующих этапах обучения.

Мир стремительно меняется, и содержание образования должно соответствовать вызовам времени, ориентироваться на воспитание и образование людей, способных быстро адаптироваться и существовать в современном обществе. Ученик должен уметь учиться и познавать мир, сотрудничать, организовывать совместную деятельность. Исследовать проблемные ситуации, ставить и решать задачи с использованием современных технологий. Поэтому изложение материала на уроках имеет нетрадиционный характер, основанный на учёте психологических особенностей детей данного возраста, в котором использование рисунка способствует концентрации внимания гораздо больше, чем текст, а из всех видов деятельности предпочтение  отдаётся игре. Особое место уделяется эксперименту. Учебные опыты составляют неотъемлемую и органичную часть курса физики. Они являются одним из основных методов обучения, воспитания учащихся, развития у них познавательного интереса. Через учебные опыты по физике учащиеся знакомятся с устройством и принципом действия приборов и машин. Ставя опыты, школьники узнают правила обращения с приборами, методы измерения физических величин.

Данный вид  деятельности  позволяет формировать и развивать на должном уровне у учащихся экспериментальные знания и умения: методы измерения физических величин, правила пользования приборами и оборудованием и т.д. Постижение же физики школьниками через руки, через разум – важная сторона учебного процесса.

Учебный физический эксперимент позволяет уточнить имеющиеся у школьников представления о физических явлениях окружающего мира. Если же их нет, то эксперимент позволяет создать отсутствующие представления. Учебные опыты по физике являются мощным методическим средством, обеспечивающим наглядность обучения, делающим учебный материал более доступным.

 Учебные опыты по физике не оставляют равнодушными никого из школьников, вызывают и поддерживают их интерес к изучаемому материалу, активизируют мышление учащихся.

Какие проблемы необходимо решать учителю при постановке физического эксперимента?

   В первую очередь учителю следует решить проблему выбора времени физических опытов в учебном процессе. Здесь возможны следующие характерные случаи.

Обратиться к учебному эксперименту учителя заставляет логика урока, т.е. потребность показать определенный опыт в ходе беседы, рассказа. В этом случае опыт может служить для учащихся иллюстрацией правильности фактов, изложенных учителем. В других случаях, управляя познавательной деятельностью учащихся, например, при решении физических задач, учебные опыты могут быть представлены в виде фронтального эксперимента, когда каждый школьник под руководством учителя выполняет конкретное практическое задание индивидуально.

Во вторую очередь учителю следует решить проблему того, а какие именно учебные опыты он будет использовать в своей работе с учащимися на данном этапе изучения физики. Важно, чтобы выбранные учителем опыты обеспечивали формирование у учащихся нужных представлений, необходимых физических понятий и законов. Не менее важно решить вопрос о том, какие опыты можно поручить учащимся провести самостоятельно, а какие опыты учитель по каким-либо причинам не может им доверить.

Учебный опыт в достаточной степени должен быть простым, обеспечивающим понимание учащимися устройства и принципа действия приборов и установок.

Учебные опыты должны быть надежными и наглядным. Не состоявшийся опыт нужно продемонстрировать на ближайшем же уроке. Крупный педагог и мастер школьного физического эксперимента Н.С.Дрентельн считал, что “удача опыта, конечно, должна быть на первом плане. Ничего нет вреднее опытов, если они обыкновенно не удаются, если взамен “голоса природы” раздается лишь голос учителя. Тогда опыт вселяет непобедимое к себе недоверие, скуку и даже отвращение”.

Одним из эффективных приемов достижения учебных и воспитательных целей при преподавании физики является проблемная постановка учебных опытов, активизирующая познавательную деятельность школьников. Школьная физика представляет богатые возможности для реализации элементов процесса познания природы в учебной деятельности учащихся.

Ступени познания, по отношению к деятельности учащихся над анализом демонстрационных опытов можно расширить до семи этапов.

1. Наблюдение.

2. Постановка проблем(ы).

3. Выдвижение гипотез(ы).

4. Экспериментальные исследования.

5. Анализ проблем(ы), формулировка вывода.

6. Установление закона (если это возможно).

7. Применение наблюдаемых фактов, явлений в конкретных ситуациях.      Прогнозирование применения полученных результатов в случаях, если не

    удается найти примеров их применения.

Наблюдение. На данном этапе происходит живое созерцание учащимися объекта наблюдения. Школьники здесь знакомятся с внешними качествами опыта.

Постановка проблемы. На этом этапе осуществляется целевая установка, которая, если будет сделана достаточно полно, побуждает учеников к активной мыслительной деятельности, сопровождающейся формулированием определенных суждений и умозаключений.

Выдвижение гипотез. Это один из ответственнейших этапов познания, на котором велика роль воображения ученика, его творческой фантазии и интуиции. Высказанные гипотезы предположительно должны раскрыть суть проблемы (гипотеза - предположительное суждение о причинной связи явлений). На этом этапе появляется у учителя возможность приобщить школьников к коллективной творческой работе. Помочь в этом может предложение американского инженера Осборна, который в 1942 году предложил методику "мозгового штурма" для обсуждения технических проблем. Раньше науку вершили одиночки, супергении и вундеркинды. Сейчас же во множестве случаев требуется координация усилий большого числа научных коллективов. Такой же элемент интеграции проходит и при работе в классе по методике "мозгового штурма" (мозговой атаки).

Применительно к работе учащихся над демонстрационными опытами она может выглядеть так. Вначале учащиеся "генерируют" гипотезы - краткие предположительные суждения. Здесь учащимся нельзя обосновывать (пока) выдвинутые гипотезы, так как это может затормозить умственную деятельность у других школьников, навязать им чье-то мнение. На этом этапе важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать даже неудачные, на первый взгляд, суждения. Критика суждений-гипотез категорически не допускается. Не страшно, если гипотеза школьника будет на уровне житейского опыта, сформулирована не "физическими" словами. На этом этапе велика роль учителя: его поведения, умения импровизировать, умения поддержать творческое начало учащихся.

За 3 - 5 минут порой поступает от учащихся более десятка гипотез. Конечно же, возможны и правильные гипотезы. Главное, еще раз поясним, гипотезы пока высказываются без каких-либо разъяснений.

После завершения выдвижения гипотез всеми желающими школьниками учитель осуществляет второй шаг "мозгового штурма": он просит авторов гипотез разъяснить свою позицию. Иначе говоря, учащийся должен привести возможные аргументы в пользу того, что его гипотеза раскрывает суть проблем, обозначенных после наблюдения демонстрационного опыта. К разговору могут подключаться и другие учащиеся. На этом этапе работы часть гипотез сразу же может отпасть без обсуждения, другая часть может быть не принята, так как не раскрывает до конца суть проблем. Хорошо, если на этом этапе состоится "открытие": ученики уяснят суть проблем. Все это еще раз проверяется и подтверждается экспериментами.

Если же оказалось, что ни одна из высказанных в классе гипотез не раскрывает суть проблем, то познавательную деятельность школьников нужно продолжить.

В дальнейшем обсуждается применение наблюдаемых фактов в конкретных ситуациях

Приведенный  пример использования этапов познания для анализа демонстрационных опытов показывает возможность реализации на практике лозунга "Через руки - через разум". Организация указанной работы позволяет активизировать мышление учащихся.  На определенных этапах деятельности у учащихся возникают моменты озарения, когда количество информации, полученной ими, переходит в новое качество и уже трудно различить, где кончается материал, данный учителем, и где самостоятельная находка школьников. Последние как бы мысленно восклицают: "Как интересно!", "Как этого я раньше не заметил!"

Применение этапов познания к объяснению демонстрационных опытов позволяет пробудить мысль учащихся, служит катализатором развития самостоятельности и оригинальности мышления. И, конечном итоге, позволяет организовать такую работу, в процессе которой школьники на уроке делают, как выражаются психологи, "открытие для себя". А это необходимый элемент творческого мышления.

Несмотря на увлекательность и кажущуюся простоту, курс не так прост для усвоения учащимися и для преподавания. Необходимо объяснения делать более подробными, не давать учащимся сразу большие порции нового материала для запоминания. Необходимо разнообразить приёмы работы, широко использовать стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Но есть опасность, что учащиеся начнут воспринимать предмет как слишком лёгкий, не требующий прикладывания усилий при изучении.

Значительная  часть учебного времени уделяется эксперименту. Порой очень сложно бывает довести до сознания учащихся, что опыт – это не игра и что его надо не только проделать, но и осознать результаты, сделать выводы. Работа с приборами вызывает у детей бурю эмоций, желание сравнить свои результаты с действиями соседа.

Самое сложное в сегодняшнее школе – изменить позицию педагога по отношению к учащемуся, основная ценность образования, как утверждают психологи, заключается в возможности саморазвития и самореализации личности. Задача педагога – помочь учащимся запустить эти механизмы, для этого он должен находиться в позиции поддержки, участия и сопереживания. Когда ребёнок начинает понимать положительные тенденции в своём развитии, срабатывает пусковой механизм, побуждающий школьника к более глубоким познаниям.

        Наша школа стремится изменить позицию педагога по отношению  к ученику, предоставляет ему возможность в саморазвитии и самореализации и выражается это  тенденцией к ранней профилизации – создании в основной школе профильных классов уже на ранних ступенях обучения – начиная с 8-х, а иногда и 5-х классов. Конечно, дифференциация осуществляется в том возрастном периоде, когда профильные намерения учащихся ещё не определились, у детей отсутствует смысл учения в данных классах и низкая мотивация. Несомненно, любая экспериментальная работа содержит ситуацию риска и неопределённости. Но мнение нашего педагогического коллектива единодушно - адаптацию надо начинать ещё в младшей школе: повышать интерес к учёбе, самостоятельности, организованности, творчеству. В 5-8 классах заботится о том, чтобы складывались профессиональные намерения, чтобы ребята задумывались о своих интересах, способностях, об общественных ценностях, связанных с профессиональным выбором, о своём месте в обществе. На развитие школьников  работают наши уроки, т.к. современный урок многогранен и увлекателен, он не даёт готовых ответов, а побуждает учеников к самообразованию. В процессе работы мы вышли на понимание важнейших критериев эффективности учебного процесса:

ü     понятность объяснения;

ü     посильность домашних заданий;

ü     доступность предлагаемых способов и приёмов самостоятельной работы по предмету;

ü     разнообразие и увлекательность работы на уроке;

ü     мотивация.

 

Форма входа
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Как часто вы списываете(делаете) домашнее задание в школе??

Результат опроса Результаты
Все опросы нашего сайта Архив опросов
Всего голосовало: 344
Обсудить на форуме

Copyright MyCorp © 2017